Автомобильные новости на Ралли клуб

Добро пожаловать!

Автомобильные новости на Ралли клуб – это постоянно обновляющийся кладезь информации о том, что происходит в автомобильном мире.

10 Лет без него

10 лет без Него

С 1961 по 1994 год запорожский автомобильный завод «Коммунар» выпустил их больше 3-х миллионов. Ясно, «Запорожцы» не отличались надежностью, но были весьма жизнестойкими, на тему чего сочинено неисчислимое количество баек. Да уж, неисправности иногда мешали зазоводу добраться до цели или, на худенький финиш, до сельской кузницы… А звуки!

Как плакал мотор в данной чудо-машине! Был и такой забавный рассказ: «Какая машина самая негромкая? – «Запорожец»: в то время, когда в нем сидишь, уши закрыты коленями!»

Мне довелось говорить с людьми, причастными к рождению первого «Запорожца» и всех следующих. Приведу кое-что любознательное из их рассказов, скрупулезно записанное мною в блокнот (диктофонов-то тогда не было…). Из этих, в неспециализированном-то разрозненных, записей сложилась целая летопись…

Владимир Стешенко трудился на Запорожском автозаводе с самого начала его сотворения; конструктор, позже основной конструктор, разработчик «Таврии»:

– Во второй половине 50-ых годов двадцатого века «Коммунар» еще производил комбайны. Но уже набирал где имел возможность авто конструкторов и отправлял их на АЗЛК (тогда тот именовался МЗМА – Столичный завод малолитражных машин). В том месте разрабатывалась документация будущего ЗАЗ-965. Одни из отечественных принимали участие в разработке, другие лишь обучались… 18 июня из экспериментального цеха «Коммунара» вышел 1-ый автомобиль.

Газеты протрубили: «Имеется запорожская микролитражка!» По сути это было лишь начало опробований.

Иван Кошкин, водитель-испытатель, мастер Подвескаа СССР по ралли; на автозаводе с 1959 года:

– При опробованиях кузов автомобиля не причинил особых неприятностей, поскольку он был, в действительности, позаимствован у Fiat 600. А вот движок воздушного остывания был весьма ненадежным – Мелитопольский моторный ранее делал судовые дизели и не имел ни опыта, ни соответствующего оборудования для производства авто моторов. В случае если нам, испытателям, в ту пору получалось проехать 120 км до Мелитополя, это был праздничек! Что ломалось?

Лучше спросите, что не ломалось. Это целый букет: разрушение коленвала, забияки поршней и цилиндров, отказ генератора, срыв вентилятора. Из блока вылетали шпильки, отламывались коромысла… Движки поменяли по три-четыре раза в денек.

Все-же довели до разума. Здорово тогда поработали.

Владимир Стешенко:

– В июне 1960-го два умелых эталона ЗАЗ-965 осмотрел в Кремле Хрущев. Некоторый генерал из его свиты еле влезна место пассажира и возразил: «Нереально посиживать! Места не достаточно!» На что Хрущев ответил: «Смотря за чьи Энциклопедия грузовиков.

В случае если за муниципальные, как вы привыкли ездить, то не достаточно, а за собственные – кроме того большое количество»…

В первой половине 60-ых годов XX века пошли 1-ые промышленные эталоны. Сборка была еще стендовой. Конвейерная началась год спустя. Люд превосходно повстречал данный автомобиль – он стоил меньше 2-ух тысяч рублей и реально был в продаже. А вот в верхах его не принимали.

не забываю, как ухищрялись Новицкий эстрады и артисты Миров: «Распилите «Запорожец» напополам – будут два мотороллера!» На подобные остроты болезненно реагировал 1-ый секретарь ЦК КПУ Шелест. Он считал, что мучается престиж Украины. И дал нам указание сделать «Запорожец» солидней. Дело было безнадёжное, но попытайся откажись!

В конечном счете каждая последующая модель становилась тяжелее, уступая предшествующей в проходимости и экономичности.

Иван Кошкин:

– 965-й имел замечательные особенности. Их было нужно развивать, но – не дали… Тогда в Альянсе были популярны ралли, и мы удачно состязались в их с «Волгами» и «Москвичами».

В один красивый момент в Эстонии едем среди снегов, а навигатор мой, Коля, решив перекусить, прозевал крутой правый. Отечественный ЗАЗ улетел с дороги и покатился по снежной целине, как мячик. Четыре раза перевернулся и поднялся на колеса.

Я – газу, чтобы не увязнуть, и возвратился на дорогу. Уперлись поясницами в погнутую крышу, выровняли ее и – вперед! Судейская бригада, которая ехала позади, не поверила своим очам…

Нездоровым местом 965-го был бензиновый отопитель. В один красивый момент на протяжении зимних шоссейных опробований смотрю: ровненькая дорога внезапно накренилась, как словно бы пищу по треку. Успел тормознуть, выйти из автомобиля – и растерял сознание.

Выяснилось, в отопителе прожгло дыру, вот я и угорел…

Лев Спекторов много лет управлял отдел движков и отопителей управления головного конструктора; кандидат технических наук:

– Отопитель мы нашли во второй половине 50-ых годов двадцатого века на Урале, на Шадринском автоагрегатном заводе. В том месте подготовились производить его для геологов и для всех, кому приходится жить зимний период в палатках. Отправились к шадринцам за эталонами печки. «Будьте аккуратны: конструкция еще сырая, возможен взрыв!» – честно предотвратили они.

У себя в лаборатории мы привязали к включателю длинноватую проволоку и по команде «Пуск!» упали на пол. Печка не взорвалась, но загорелась…

Мороки с ней было невпроворот. За 60 секунд отчаяния мы хотели вообщем от нее отрешиться и применять для подогрева салона тепло выхлопных газов. Но это решение, применимое для мягенькой западноевропейской зимы, не проходит при отечественных морозах. Так как количество отработавших газов находится в зависимости от скорости автомобиля.

Будешь ехать медлительно – замерзнешь.

В итоге отопитель сделали неопасным. И внезапно на завод приходит письмо: «Мой «Запорожец» плюет под себя огнем и оставляет на дороге пылающие лужи бензина». Отправились к создателю. Выяснилось, он грубо нарушает аннотацию применения печкой: весьма рано включает подачу горючего. Да и мы повинны – не предусмотрели «защиту от дурака».

Опять было нужно доводить конструкцию…

…Ерунда, отечественный смекалистый люд ни при каких обстоятельствах не пасовал перед такими неуввязками. Была бы машина! А с хрущевских времен до конца СССР «Запорожец» был единственным автомобилем, обширно легкодоступным «несложным русским людям».

Голубенький, основательно потертый «зазик», упиханный детками, плетёнками и рассадой, с торчащими досками и удочками, с шелестящими от ветра тюками на крыше… Поднимите руки, у кого детские мемуары связаны с этими поездками? Ну вот, миллионы!

И сердечное благодарю отечественному умеренному храбрецу за это.

Фото из архива создателя

Случайные статьи:

Cosma — 10 Years without him — Tribute Set by LOUD


Статьи по теме:

  • Путь в люд

    ПУТЬ В Люд 1-направляться эталон НАМИ-050 прибыл в столицу 16 ноября 1955-го, всего через полгода по окончании того, как идея сделать народный – простой…

  • Западная австралия марсианская весна

    Занесите в телефон номер работы спасения, не заезжайте за таблички No entry, пользуйтесь солнцезащитным кремом и… И – успешного путешествия по Западной…

  • Тест ваз-2123, kia sportage. по равнинам и по взгорьям

    ТЕСТ ВАЗ-2123, Kia Sportage. ПО Равнинам И ПО ВЗГОРЬЯМ ТЕХНИКА /ТЕСТ VAZ 2123, Kia Sportage ПО Равнинам И ПО ВЗГОРЬЯМ НИВА И КИА-ПодвескаИДЖ Идут ПЛЕЧОМ…