Автомобильные новости на Ралли клуб

Добро пожаловать!

Автомобильные новости на Ралли клуб – это постоянно обновляющийся кладезь информации о том, что происходит в автомобильном мире.

Как работает механизированная коробка

Не так долго осталось ждать обыденную Н-схему (Ж-схема — в русской версии) переключения передач поменяет селектор с таким вот пазом в виде буквы «зю». И тренировать левую ногу в автомобиле будет уже нечем.

Дабы ответить на данный вопрос, нужно будет вспомнить устройство простой механической коробки. Базу хорошей «механики» составляют два вала — первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). На первичный вал через механизм сцепления передаётся крутящий момент от мотора.

Со вторичного вала преобразованный момент идёт на ведущие колёса. И на первичный, и на вторичный валы посажены шестерни, попарно находящиеся в зацеплении. Но на первичном шестерни закреплены жёстко, а на вторичном — вольно крутятся. В положении «нейтраль» все вторичные шестерни прокручиваются на валу вольно, вторыми словами крутящий момент на колёса не поступает.

  Перед включением передачи водитель выжимает сцепление, отсоединяя первичный вал от мотора. Позднее рычагом КПП через совокупность тяг на вторичном валу передвигаются особые устройства — синхронизаторы. При подведении муфта синхронизатора жёстко перекрывает на валу вторичную шестерню подходящей передачи. По окончании включения сцепления крутящий момент с данным коэффициентом начинает передаваться на вторичный вал, а от него — на основную передачу и колёса.

Для сокращения неспециализированной длины коробки вторичный вал довольно часто дробят на два, распределяя ведомые шестерни меж ними.   Упрощённая схема работы 5-ступенчатой механической коробки.   Принцип деяния механизированных коробок передач стопроцентно тот же. Единственное отличие в том, что смыканием/выбором передач и размыканием сцепления в «роботе» занимаются сервоприводы — актуаторы. Практически в любое время это шаговый электромотор с исполнительным механизмом и редуктором.

Но видятся и гидравлические актуаторы.  Механизированная КПП SensoDrive используется на машинах марки Citroen.   Руководит актуаторами электронный блок. По команде на переключение 1-ый сервопривод выжимает сцепление, 2-ой перемещает синхронизаторы, включая подходящую передачу. Позднее 1-ый медлено отпускает сцепление.

Так, педаль сцепления в салоне больше не нужна — при поступлении команды электроника всё сделает сама. В автоматическом режиме команда на смену передачи поступает от компьютера, учитывающего скорость перемещения, обороты мотора, эти ESP, Abs и других систем.

А в ручном — приказ на переключение отдаёт водитель при помощи селектора КПП либо подрулевых лепестков.Компания Ricardo на примере «робота» Easytronic от модели Опель Корса внесла предложение поменять раздельные актуаторы для выбора и сцепления передачи одиночным электронным актуатором. Именно поэтому уменьшились масса и размеры агрегата.

И самое основное — механизм выбора передачи начал работать в восьмеро стремительнее, а неспециализированный период разрыва потока мощности сократился до 0,35 с. Вверху — серийный Easytronic, внизу — рисунок разработки Ricardo. Неувязка «робота» — отсутствие обратной связи по сцеплению. Человек ощущает момент смыкания дисков и может перевести скорость скоро и медлено.

А электроника обязана перестраховываться: дабы избежать рывков и сохранить сцепление, «робот» на долгое время разрывает поток мощности от мотора к колёсам на протяжении переключения. Получаются дискомфортные провалы на разгоне. Единственный метод добиться комфорта при переключениях — уменьшить их время.

А это, как жалко бы это не звучало, свидетельствует рост цены всей конструкции.  Пионером массового применения преселективных коробок стал концерн Фольксваген, применяющий DSG ( S tronic у Audi) как на переднеприводных, так и на полноприводных моделях с продольно и поперечно установленными движками. Сокращение DSG (Direct Shift Gearbox — коробка прямого включения) стала нарицательным для коробок с 2-мя сцеплениями — не смотря на то, что в действительности это легко товарный символ.

  Революционным ответом стала показавшаяся сначала 80-х коробка с 2-мя сцеплениями DCT (dual clutch transmission). Разглядим её работу на примере 6-ступенчатой коробки DSG концерна Фольксваген. У коробки два вторичных вала с расположенными на их ведомыми синхронизаторами и шестернями — как у шестиступенчатой «механики» Гольфа.

Фокус в том, что первичных валов также два: они засунуты приятель в приятеля по принципу матрёшки. Хоть Какой из валов соединяется с движком через отдельное многодисковое сцепление. На внешнем первичном валу закреплены шестерни 2-ой, четвёртой и 6-ой передач, на внутреннем — первой, третьей, пятой и заднего хода.

Допустим, автомобиль начинает разгон с места. Врубается 1-ая передача (муфта перекрывает ведомую шестерню первой передачи). Замыкается 1-ое сцепление, и крутящий момент через внутренний первичный вал передаётся на колёса.

Отправились! Но сходу с включением первой передачи умная электроника предсказывает последующее включение 2-ой — и перекрывает её вторичную шестерню. Как раз Исходя из этого такие коробки ещё именуют преселективными. Таким , включены две передачи слету, но заклинивания не происходит, — ведущая шестерня 2-ой передачи находится на внешнем валу, сцепление которого до тех пор пока разомкнуто.  Состояние DSG при перемещении на первой передаче. Муфтами блокированы шестерни 1-й и 2-й передач.

  В то время, когда машина достаточно разгонится и компьютер примет решение повысить передачу, размыкается 1-ое сцепление и сходу замыкается 2-ое. Крутящий момент сейчас идёт через внешний пару и первичный вал 2-ой передачи. На внутреннем валу уже выбрана 3-я. При замедлении те же операции происходят в обратном порядке. Переход происходит фактически без разрыва потока мощности и с сногсшибательной скоростью. Серийная коробка Гольфа переключается за восемь миллисекунд. Сравните со 150 мс на Ferrari Enzo!

 Состояние DSG по окончании переключения на 2-ю передачу. 3-я передача ожидает собственной очереди.   Коробки с двойным сцеплением экономичнее и стремительнее обыденных механических, кроме этого более комфортны, чем «автоматы». Основной их недочёт — большая цена. Вторую делему — неспособность передавать громадный крутящий момент — решили с возникновением DSG компании Ricardo на 1000-сильном купе Bugatti Veyron.

Но пока удел большинства суперкаров — «роботы». Не смотря на то, что, к примеру, коробка Ferrari 599 GTB Fiorano — не чета опелевскому Изитронику: время переключения у суперробота исчисляется десятками миллисекунд.  Механизированная коробка AMG Speedshift, устанавливаемая на новый SL 63 AMG, представляет собой модифицированный мерседесовский «автомат» 7G-Tronic. Лишь крутящий момент вместо тяжёлого и инертного гидротрансформатора передаёт одинарное многодисковое «мокрое» сцепление.

Благодаря применению сложных электрогидравлических актуаторов время переключения образовывает 0,1 с.   Сейчас коробки DCT имеется не только у Фольксвагена, ну и у компанй Бмв, Форд, Mitsubishi и FIAT. Преселективные коробки признали кроме того инженеры Porsche, каковые употребляют в собственных машинахиспытанные технологии. Аналитики предсказывают, что в грядущем более распространёнными трансмиссиями станут DCT и вариаторы.

А дни третьей педали, наверное, сочтены — не так долго осталось ждать она пропадет кроме того из самых водительских спортивных . Население почвы выбирает то, что эргономичнее.

Рафаэль Гиззатуллин, www.drive.ru

Фото из архива редакции

Случайные статьи:

Механическая коробка передач — как она работает?


Статьи по теме: