Не счесть алмазов

      Комментарии к записи Не счесть алмазов отключены

Не счесть алмазов

НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

Едем караваном (семь «Вольво-FH12» с «цистернами» и шаландами, три «Урала» с вахтовками, УАЗ-«буханка» и два «Ленд Крузера») за Полярный круг – в том направлении, где морозы минус 50°С, а извечный транПодвеска – оленьи упряжки.

КРУГОМ 500

Тут все привозное – от спичек до шагающего экскаватора. Везут по металлической дороге, морю и реке Елене. Но «железка» обрывается на станции Усть-Кут, в тыще км западнее Мирного – столицы алмазного края. По Северному морскому пути судами «река-море» грузы приходят в поселок Юрюнг-Хая. От него до самого северного, Анабарского ГОКа около трехсот км, а до Мирного еще тыща.

По реке за мелкую навигацию завозят сотки тыщ тысячь киллограм грузов. Потом, до места, лишь автомобилем. От Ленска с юга на север, через Мирный до Успешного (еще 1-го громадного алмазного центра) ведет круглогодичная дорога – фактически 900 км гравийки. Довольно ровненькой она не редкость лишь зимний период, в то время, когда ее как нужно проморозит и припорошит снегом. Да и то в случае если выгладит «Кировец» парой прицепленных белазовских покрышек.

А до Юрюнг-Хая еще 900 км – зимник по просекам, пробитым в тундре, по сопкам или в обход, по руслам замерзших рек. Дорога открыта с конца ноября по начало мая. Выйдя в рейс ранее, рискуешь провалиться под лед.

Двоих рисковых мы лицезрели – живут на берегу в палатке четыре месяца. Поддалбливая лед, «вымораживают» машину. Любопытно, сколько протянул бы тут Робинзон Крузо? Низехонек был бы столбик с засечками…

Сидящая РАБОТА

«В Москве четыре часа утра, в Ленске десять», – с очевидной насмешкой сказало радио «Алмазный край». Мы уже два часа как в пути, сонные и вялые из-за различия во времени и частично от бездействия. До Успешного за руль «Вольво» не пускали. «Дорога неспециализированного применения и оживленная – запрещено».

По местным меркам – это три встречные автомобили за скорость и полчаса 60–70. Эх, парни, вас бы на МКАД, поближе к обеду…

Вышли на зимник, и командор дал отмашку – «По автомобилям!» Чтобы оценить преимущества импортных автомобилей, решил сначала проехать на «Урале»-вахтовке. Держу около двадцати километров/ч – резвее не выходит. Идем как на катере по морю – качка и сплошные волны. Но без спешки отслеживаем все, что делалось когда-то около. Где какой зверек проходил, где якуты на «Буране» волочили оленью тушу. Все местные водители – охотники и хорошие следопыты, винтовки возят с собой.

Второй на ходу из окна лупит глухаря! Недаром в командировках на Большой почва грузовики с якутскими номерами преступники обходят стороной: неясно, у кого ствол толще.

Восемь часов перемещения основательно выматывают, а финиша-края не видно. Только бы успеть до мглы к «алмаздорстроевскому» пикету, в том месте – кухня и ночлег с электрической плитой. Все торопятся – точно, исходя из этого повдоль данной «несложной» автострады столько монументов погибшим водителям…

СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ

Караван вышел на реку, дорога стала не в пример ровнее – пора пересесть на «Вольво». Но до этого – надеть тёмные очки. На севере с примечательным, но низким солнцем и искрящимся снегом они неотклонимы – рельеф дороги видно лучше.

Мой «Вольво-FH12» 6х4 везет в Юрюнг-Хая 26 тысячь киллограм цемента на мазовском полуприцепе. Машина 2000 года выпуска, прошла около 400 тыщ. Она из тех, что затопил паводок в мае 2001 года в Ленске. Под управлением специалистов «Вольво Восток» откачали-таки «утопленников». Не смотря на то, что… На панели пылает лампочка Абс, и табло указателя температуры показывает за бортом минус 2°С. Нам гласили, что подфартило с погодой, но не так же!

Правда на домашнем термометре, приверченном к зеркалу, – всего-то минус 39, а шведский, появлявшись в укрытой брезентом территории, информирует о собственном локальном климате. Без утепления тут запрещено, не смотря на то, что исполнение в самом деле арктическое: жидкостный теплообменник в коробке АКБ, фильтры и топливоподающие шланги со спиралями нагрева, морозостойкие резина и сталь.

Но лампочка не лжет,, что российские полуприцепы 10 годов назад антиблокировочной совокупностью не оснащались. Кстати, неувязка запчастей остра в тех краях: фирменные доставляют из Москвы «алросовской» авиацией. С оформлением документов на это уходит до 40 дней.

Мотор «утопленника» не пострадал, тяга хорошая, нагрузки как словно бы не чувствует. Басы глушителя, установленного за кабиной, доносятся через немного открытый лючок в крыше. Жарковато в кабине, не смотря на то, что кран прикрыт и вентилятор только на 2-ой ступени.

А ведь российские грузовики тут чуть не оленьими шкурами утепляют, ставят дополнительные «печки-радикулитницы», наклеивают на сырой резине 2-ые стекла. Происхождение «Вольво» в Якутии во второй половине 90-ых годов двадцатого века поставило под колебание русского теорему об неотклонимой капотной сборке «северного» грузовика. При надежном движке не нужно еще раз подымать кабину, а массивные отопители и отменная термоизоляция действеннее фуфайки и валенок.

Не смотря на то, что и дороже.

По льду реки возможно разогнаться до 70 км/ч, но очень сильно большое количество поворотов, и нам, муниципальным, не всегда ясно, что объезжаем. Иногда дорога неожиданно выходит на сберегал или отмель – в случае если в самый раз не притормозить, недолго уложить автопоезд на бок. Отвлекаться от дороги, как и на загруженном шоссе, запрещено, а поглазеть около охото. Вереницой идут необыкновенные горы, среди чахлых лиственниц попадаются избушки охотников, лохматые якутские лошадки добывают из-под снега корм.

Фактически как у Джека Лондона – Клондайк, золото, гонки на собачьих упряжках. Лишь отечественные повозки поболе будут, а маршруты еще дольше.

Случайные статьи:

N. Rimsky — Korsakov — Н. Ри́мский-Ко́рсаков — Песня Индийского гостя


Статьи по теме:

  • Cadillac srx огранка алмазов, дешево

    Семь годов назад 1-ый кроссовер от «Кадиллака» на родине приняли на ура. Вот в Российской Федерации, как обидно бы это не звучало, не оценили машину. Для…

  • Деньки генератора сочтены?

    Деньки ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ? ТЕХНИКА НОВИНКИ Материалы рубрики подготовили Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Деньки ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ? Компании…

  • Железяки в алмазах

    Железяки в бриллиантах На преодоление этого сопротивления расходуется в большинстве случаев до 20% энергии. Потери распределяются последующим образом:…